Здравствуйте, друзья и читатели блога!
Хочу рассказать вам о еще одной выставке, которую я посетила в Тульском филиале Государственного исторического музея.
"Античные вазы".
Государственный исторический музей обладает одной из самых крупных коллекций античных керамических сосудов в России.
"Античные вазы".
Государственный исторический музей обладает одной из самых крупных коллекций античных керамических сосудов в России.
Более 60 ваз из собрания ГИМ, возраст которых — около 25 столетий, представляют историю развития искусства древнегреческой вазописи с середины II тысячелетия до н.э. по III в. до н.э.
Искусство античной вазописи начало развиваться еще во II тысячелетии до нашей эры. Украшая сосуды разнообразными рисунками — геометрическими орнаментами, чередующимися фигурами животных и птиц, — древние мастера использовали не краски, а взвесь из глины, в которую иногда добавляли уголь или пурпур. Готовый состав наносили на подсохшую поверхность сосуда. В результате обжига глина на рисунке приобретала пламенные оттенки от ярко-красного до темно-коричневого.
Искусство античной вазописи начало развиваться еще во II тысячелетии до нашей эры. Украшая сосуды разнообразными рисунками — геометрическими орнаментами, чередующимися фигурами животных и птиц, — древние мастера использовали не краски, а взвесь из глины, в которую иногда добавляли уголь или пурпур. Готовый состав наносили на подсохшую поверхность сосуда. В результате обжига глина на рисунке приобретала пламенные оттенки от ярко-красного до темно-коричневого.
Постепенно технология вазописи совершенствовалась, и в VI веке до нашей эры в Греции появился чернофигурный стиль росписи. На терракотовую поверхность сосуда мастера наносили уже не простые рисунки, а целые композиции из черных силуэтов с тонко прорисованными деталями. Античные сосуды основаны на принципе разумной простоты. Из материала, который буквально лежал под ногами, мастера научились создавать изящные и функциональные формы. А всего два контрастных цвета позволяли через роспись вести повествование. Посмотрите!
Наиболее узнаваемый греческий сосуд — это амфора. Осколки тарных амфор — самый массовый керамический материал, встречающийся археологам при раскопках античных поселений. В них хранили вино, масло и даже зерно. Но чаще амфоры использовали для того, чтобы перевозить продукты на дальние расстояния по морю.
Пелика — сосуд с широким горлом, округлым или грушевидным туловом, двумя вертикальными ручками по бокам. Считается разновидностью амфоры. Нередко составлял часть погребального инвентаря. Главным центром производства пелик были Афины, поставлявшие эти изделия и на рынки Боспорского государства. Расширяющаяся форма сосуда позволяла размещать на нём многофигурные композиции, поэтому пелики часто использовались для сюжетной росписи.
Скифос — сосуд для питья на низкой ножке с двумя горизонтальными ручками. Служил застольной чашей, нередко обладал большой ёмкостью, в отличие от неглубокого килика. Иногда использовался как мерный сосуд.
Ойнохоя — сосуд с одной ручкой и устьем с тремя стоками. Форма венчика, напоминающая трилистник, позволяла виночерпию на пиршестве наполнять одновременно три чаши.
Лекиф — сосуд в виде кувшинчика с вытянутым туловом, устойчивой ножкой, длинной, узкой шейкой и изогнутой ручкой. В быту использовались в женском обиходе как флаконы с косметикой, сосуды для ароматических масел. Также имели широкое применение в погребальном обряде.
Ойнохоя — сосуд с одной ручкой и устьем с тремя стоками. Форма венчика, напоминающая трилистник, позволяла виночерпию на пиршестве наполнять одновременно три чаши.
Лекиф — сосуд в виде кувшинчика с вытянутым туловом, устойчивой ножкой, длинной, узкой шейкой и изогнутой ручкой. В быту использовались в женском обиходе как флаконы с косметикой, сосуды для ароматических масел. Также имели широкое применение в погребальном обряде.
Кратер — сосуд с широким устьем и двумя ручками по бокам для смешивания вина с водой. Пить неразбавленное вино греки считали проявлением крайней неумеренности: обычно смешивали одну часть вина с двумя частями воды. Форма керамических кратеров схожа с формой более ранних металлических котлов.
Канфар — чаша для питья с двумя ручками, высоко поднимающимися над краем сосуда. Один из постоянных атрибутов Диониса, бога виноделия, покровителя плодоносных сил земли. Нередко канфар использовался для жертвоприношений или как предмет культа.
Сова была одним из
атрибутов древнегреческой богини Афины,
олицетворявшей мудрость и помогавшей в сражениях. Птица часто
изображалась у ног богини, а её шлем иногда украшался образом совы.
Крик
совы считался дурным предзнаменованием, а полет этой птицы предвещал
победу.
Птицу, символизирующую
покровительницу Афин, можно встретить на различных измерительных
сосудах. Один из них — скифос.
Посетив выставку-можно побывать в античности! Подумать только-вазы сохранились с тех времен!
Здравствуйте, Наталия Викторовна! Ооо, я видела эту чудесную выставку. Посмотрела по Вашему совету выставку Купеческие портреты! Спасибо, что рассказали как интересно в историческом музее!
ОтветитьУдалитьЭто замечательно, Галина Сергеевна!
УдалитьНаталия Викторовна, здравствуйте. Спасибо! Как здорово всё-таки, что есть возможность познакомиться с предметами столь давних времён. И названия разных сосудов даже не знакомы, кроме, пожалуй, амфоры. Хотя в музеях названия встречались.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Любовь Семёновна! История древнего мира привлекает нас со школьных лет!
УдалитьНаталия Викторовна! Какие замечательные вазы! Интересные названия у ваз! Людей, которые их обжигали уже нет много-много лет, а работы этих людей сохранились.
ОтветитьУдалитьДа, Ирина Михайловна, это удивительно!
Удалить