Октябрь уже пришел, а это значит,
Поздравить нам пора учителей.
Сегодня профессиональный праздник
У самых «многодетных» из людей.
Желаем вам почаще улыбаться
И не краснеть за школьных шалунов,
В профессии блистать и развиваться,
Любить и жаловать своих учеников.
Желаем вам полета вдохновения,
Гореть в работе, но не выгорать,
Любви и счастья на домашнем фронте
И ярко, на «отлично» отдыхать.
5 октября отмечается Международный день учителя. К этому замечательному празднику в нашем информационно-библиотечном центре оформлена выставка-рассказ.
На первой полке представлены книги, в которых собраны рассказы, в которых присутствует учитель.
А на других полках книги писателей,
работавших учителями. В каждой книге есть закладка с рассказом о том, где
и когда работал учителем тот или иной писатель.
Информация на закладках:
Работал учителем русского языка в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова. В первые послереволюционные годы занимался созданием учительских курсов и организацией школ по ликвидации неграмотности.
После установления Советской власти работал преподавателем школы имени III Коминтерна.
Свои лекции по естествознанию Виталий Валентинович готовил и читал с большим увлечением, часто не укладывался в рамки отведённых часов. Ученики охотно оставались слушать и дольше, только уборщица напоминала, что пора и по домам». (Бианки Ел. «Краткая биография Виталия Валентиновича Бианки»)
Окончил Томский учительский институт (1909), получив диплом с правом преподавать все предметы школьной программы, кроме Закона Божьего. Так и случилось: учитель Волков преподавал почти все науки: естествознание, физику, математику, географию, русский язык, литературу, латынь, историю, рисование. Работал в школе в своем родном городе Усть-Каменогорске, а также на Алтае в городе Колывани. Позже переехал в Ярославль, где работал директором школы.
Учился на словесном факультете Московского университета. Гончаров был домашним учителем двух старших сыновей (), А.Н.Майкова – Аполлона и Валериана, которым он преподает латинский язык и русскую словесность.
Учителем словесности в Симбирской гимназии почти тридцать лет работал старший брат писателя – Николай Александрович Гончаров. Вероятно, он стал прототипом образа учителя Леонтия Козлова из романа «Обрыв».
Окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина, получив диплом учителя русского языка, литературы и истории, а также диплом учителя рисования. Работал учителем в сельской школе в Татарии до 1963 года. Преподавал там русский язык и литературу, географию, историю, пение и др.
Родился в семье педагогов. В 1956 году поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета имени А. М. Горького.
В 2007 году Крапивин уехал в Тюмень, где был избран профессором Тюменского государственного университета, вёл для студентов школу литературного мастерства.
В 1924-1940 годах работала педагогом и воспитателем в детских коммунах и приёмниках для беспризорных детей. Во время эвакуации в годы Великой Отечественной войны была воспитательницей в детском саду в Башкирской АССР.
В 1918-1920 гг. работал учителем русского языка в Елецкой гимназии (ныне это общеобразовательная школа № 1 им. М. М. Пришвина).
Солженицын Александр Исаевич (1918-2008) – русский писатель, публицист, общественный и политический деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970).
В ссылке на поселении в селе Берлик Коктерекского района Джамбульской области, что в Южном Казахстане, Солженицыну довелось стать учителем математики и физики в 8-10 классах местной средней школы имени Кирова (1953-1956). После реабилитации в 1956 г. Солженицын возвратился в Центральную Россию. Жил во Владимирской области, преподавал математику и электротехнику (физику) в 8-10 классах, затем с июля 1957 года жил в Рязани, работал учителем физики и астрономии.
В 1859 году Толстой занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и в Крапивенском уезде.
Яснополянская школа явилась его оригинальным педагогическим экспериментом. Толстой сам вёл занятия наряду с несколькими постоянными учителями.
В начале 1870-х он приступил к созданию собственной «Азбуки» (опубликована в 1872 г.), затем выпустил «Новую азбуку» и серию из четырёх «Русских книг для чтения», одобренных Министерством народного просвещения в качестве пособий для начальных учебных заведений.
Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883) – великий русский писатель, поэт, драматург, публицист, переводчик.
Сам писатель не занимался преподаванием, но приложил руку к просвещению народа. В 1862 году своим распоряжением подарил барский дом в Грибовке для школы. А в 1863 г. учредил и открыл школу в имении в Спасском. Иван Сергеевич отпускал средства на ее содержание (жалование учителям и покупку учебников и учебных пособий), следил за тем, чтобы в ней преподавали хорошие педагоги, и за тем, какие успехи показывают ее ученики. Школа в Спасском-Лутовинове существует до сих пор и носит имя писателя.
Учительствовал в 1862 году в Яснополянской школе Л. Н. Толстого, а также в Оренбурге и Москве.
Автор колоссального наследия: учебников для начальной школы, трудов по педагогике. Писал рассказы и сказки для детей.
В 1854 г. удалось получить работу преподавателя русской словесности в Гатчинском сиротском институте. В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц. Одновременно он редактирует «Журнал Министерства народного просвещения».
Чехов внес вклад в образование: в окрестностях своей усадьбы построил три школы для крестьянских детей – в Талеже, Новосёлках и Мелихове. До наших дней «дожила» только земская школа в селе Новоселки Чеховского района Московской области. Построенное в 1897 году здание принимало учеников до середины 70-х годов XX века. Теперь здесь расположена литературная экспозиция «В мире чеховских героев».
В 1953-1954 гг. работал учителем истории, литературы и русского языка в Сростинской школе сельской молодёжи. По совместительству был директором этой школы.
«Одно время я был учителем сельской школы для взрослых. Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное и интересно (я преподавал русский язык и литературу). (из статьи «Монолог на лестнице»)
Здравствуйте, Наталия Викторовна! Очень интересная выставка к Дню учителя! Оказывается, сколько писателей работали учителями.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Лариса Витальевна! Я выбирала только тех писателей, которые работали в школе. А еще многие работали преподавателями в высших учебных заведениях.
УдалитьСпасибо большое.
ОтветитьУдалитьБлагодарю! Только хотелось бы обратиться по имени к вам
УдалитьЗдравствуйте, Наталия Викторовна! Отличная идея знакомства с биографиями писателей-учителей.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Татьяна Владимировна! Да, будем чаще использовать!
УдалитьЗдравствуйте, Наталия Викторовна.
ОтветитьУдалитьА ведь мы и не задумывались, какие профессии были у известных писателей.
Не сразу же они стали знаменитыми, надо было же где-то начинать и зарабатывать денежку на проживание.
Именно так, Ирина Валерьевна! Вот сколько писателей-учителей!
УдалитьСчастливого октября! С праздником!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Ирина Михайловна! Октябрь всегда получается насыщенным разными событиями!
УдалитьЗдравствуйте, Наталия Викторовна!
ОтветитьУдалитьОчень интересная выставка. Взяла себе на заметку. Тем более, что 2023 - год учителя.
Здравствуйте, Антонина Валерьевна! Выставка привлекает внимание читателей! Буду рада, если пригодится!
УдалитьНаталия Викторовна, идея выставки просто замечательная, как и её воплощение. Можно использовать для разных тем. У нас сейчас работает "родственная" идея - выставка книг с рисунками детей и их рассказами о домашних питомцах.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Елена Сергеевна! Обязательно загляну на Вашу выставку!
Удалить