Друзья!
1 сентября 2018 года министр просвещения России Ольга Васильева назвала
пять направлений для тем итогового сочинения, которое будут писать
выпускники российских школ в 2018-2019 учебном году.
Традиционно направлений пять:
- «Отцы и дети»,
- «Мечта и реальность»,
- «Месть и великодушие»,
- «Искусство и ремесло»
- «Доброта и жестокость».
Конкретные темы сочинений Рособрнадзор будет
разрабатывать для каждого часового пояса отдельно, известны темы станут
непосредственно в день проведения сочинений. Оценивать работы будут
по системе «зачет/незачет».
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды вместо сочинения вправе писать итоговое изложение.
Успешное написание итогового сочинения является допуском к государственной итоговой аттестации.
Также сочинение может быть представлено в вуз в качестве вступительного испытания.
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
1. Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме
человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений,
гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
2. Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во многом
противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на
осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о
том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его
над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
3. Месть и великодушие
В рамках данного направления можно рассуждать о
диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с
представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и
агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
4. Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют
представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере
таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника
и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается
искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
5. Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на
раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому,
позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении
ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять
страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.
ИсточникПонятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.
Наталия Викторовна, спасибо за полезную информацию, уже литераторам передала.
ОтветитьУдалитьДа, к этой информации еще будем обращаться не один раз!
УдалитьМы тоже уже изучили этот материал, планирую опубликовать у себя в блоге тоже
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна! Рада, что заглянули! Будем работать!
УдалитьТрудные темы! Хорошо, что объявили заранее. Можно успеть подготовиться.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Михайловна! Это только направления, а темы будут известны в день написания сочинения. А мне понравились!
Удалить