Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Надеюсь, что вы найдете здесь интересный и полезный материал для учащихся, родителей, педагогов и библиотекарей!******Читайте, комментируйте, высказывайте свое мнение! *******Весна-время читать хорошие книги! Выбирайте книги для чтения во вкладке "Моя книжная полка"*******

воскресенье, 19 марта 2017 г.

От истории праздника к тульской поэзии

Друзья!
 Ежегодно отмечается 21 марта отмечается Всемирный день поэзии. Поэзия — одно из самых гениальных достижений человечества. Сила слова обладает особой энергией, увлекающей за собой и подчиняющей себе наше воображение. Представьте нашу жизнь без поэзии... Без поздравлений к праздникам, без песен, без Пушкина, Лермонтова, Шекспира, современных авторов…. Это будет скучная жизнь без взрыва эмоций, выраженных простыми буквами на бумаге, без той небольшой мистики, когда одни и те же слова, но написанные в определенном порядке, могут тронуть до слез или оставить абсолютно равнодушным. Не многие становятся великими и известными поэтами, но многие хотя бы раз в жизни пытались сочинять стихи. Ведь большинству людей далеко не чужды те «прекрасные порывы души», которые и побуждают человека взять ручку, листок бумаги и начать творить. Волшебная сила поэтического слова способна оказать огромное влияние на любого человека.

История Всемирного дня поэзии
Впервые с инициативой учреждения праздника выступила американская поэтесса Теса Уэбб еще в середине 30-х годов 20-го века. Она предложила отмечать Международный день поэзии 15 октября, в честь даты рождения знаменитого поэта и философа Вергилия. Её предложение нашло положительный отклик в сердцах многих людей: к 1951 году 15-го октября Национальный день поэзии праздновали не только в 38 штатах США, но и в европейских странах. Торжества имели неофициальный характер, да и дата их проведения никак не была зафиксирована в календаре памятных дней.
Только 15 ноября 1999 года ЮНЕСКО, на 30-й конференции, приняла резолюцию об учреждении международного дня, который должен был «вдохнуть вторую жизнь» в мировое поэтическое движение. В первый раз праздник отмечали 21 марта в 2000 году, в Париже, именно там находится штаб-квартира ЮНЕСКО.
Дата — 21 марта, день весеннего равноденствия в северном полушарии, была выбрана как символ обновления природы и творческого характера человеческого духа.
Считается, что самые древние стихи-гимны были созданы в 23 веке до нашей эры. Автор стихов — поэтесса-жрица Эн-хеду-ана (En-hedu-ana), про которую известно лишь то, что она была дочерью аккадского царя Саргона, завоевавшего Ур (территория Ирана). Эн-жеду-ана писала о лунном боге Нанне и его дочери, богине утренней звезды Инанне. Гимны Энхедуанны считались священными.
Стихотворная форма вплоть до эпохи Возрождения почиталась в Европе как одно из основных условий красоты и была практически единственным инструментом превращения слова в искусство. В русской словесности в «золотой век» русской литературы поэзией часто именовалась вся художественная литература. 
Во все времена люди любили и верили поэтам. Ведь поэзия создается чувствами, эмоциями, воображением поэта.  Писать стихи способен лишь тот, кто умеет увидеть возвышенное за обыденностью, может погрузиться в воображаемый мир, обладает тонкой душевной организацией и глубиной чувств.
 Тульская поэзия современных авторов



Любимый Тульский край

автор: Галина Лялина
Прекрасен ты, мой край родной,
Любимый Тульский край.
Красив и зелен ты весной,
Когда бушует май.
Когда цветет земля вокруг
И ярок солнца свет,
И пенье птиц ласкает слух,
И мир теплом согрет.
Минует вешняя пора,
Настанет летний зной.
Открыт для мира и добра
Мой Тульский край родной.
Подарит осень свой наряд
Аллеям и садам
И разноцветный листопад
Под ноги ляжет к нам.
Затем наступят холода
И снова теплый май.
Красив, наряден ты всегда,
Любимый Тульский край.

Прославляя Тульский край

автор: Галина Лялина
Тульский край премногославен
Тульским мастером Левшой,
Красотой оконных ставен,
Хлебосольною душой.
Славен пряником, баяном,
Самоваром и ружьём,
Славен Ясною Поляной,
Тульским каменным кремлём.
Оружейною палатой
И плеядой мастеров,
Родом вышедших когда-то
С тульских улиц и дворов.
В дни войны наш полк рабочий
Вёл неравный бой с врагом.
Слышно было днём и ночью
Взрывы бомб, орудий гром.
Шли бои в районе Тулы
С двух сторон наперекрёст,
Оглашая страшным гулом
Всё вокруг на сотни вёрст.
Бились стойко и бесстрашно
За клочок родной земли.
Так луга, леса и пашни
От фашистов сберегли.
...Не дымят орудий дула
Под Калугой и Москвой,
И не зря наш город Тула
Носит звание - Герой. 

 

Приезжайте в Тульский край!

автор: Галина Лялина
Вновь иду по бездорожью,
По тропинке полевой.
Пахнет воздух спелой рожью,
Свежескошенной травой.
Аромат духмяно-острый,
И вокруг такой пейзаж!..
Жадно втягивают ноздри
Трав настоенных купаж.
А раздолью нет границы.
Для души здесь просто рай.
Кто желает убедиться,
Приезжайте в Тульский край! 

Возвращаясь в край родной

автор: Галина Лялина
Всё бегу, бегу, раскинув руки,
Обнимая в мыслях шар земной.
Так я после длительной разлуки
Возвращаюсь в Тульский край родной.
В мире этом есть такие вещи,
Суть которых трудно передать,
А душа от радости трепещет,
Предвкушая встречи благодать.
Вот они, родные перелески,
У большой излучины реки,
И туманов белых занавески,
Где звенят ольховые подвески
И прохладой манят родники.
И бегу, бегу я к ним на встречу…
Сердца стук всё громче и сильней.
Бархатистый тёплый летний вечер
Нежно обнял дымкою своей. 

Тульский Край

автор:Андрей Захаренко
Тульский край, любимый край,
Нет на свете мест красивей,
Наша область - словно рай,
Лучший уголок России!
Край российских мастеров,
Победителей обитель,
Жизнь свою отдать готов
За тебя любой твой житель!
Здесь мы любим и живём,
Учимся, поём, играем,
Тульский край - наш отчий дом,
Маленький кусочек рая! 

Тульский край всех для меня милее!

автор: Егоров Вячеслав
Тульский край всех для меня милее!
Здесь родился, вырос и живу,
На душе здесь для меня теплее,
Чем в любом другом чужом краю.
Есть у нас и Ясная Поляна,
Где Толстой творения писал.
Самовары знают во всех странах,
И Левша блоху здесь подковал.
Кремль наш в стране один из лучших –
Славится своей он красотой.
В парках можно прогуляться чистых,
От березок чувствуя покой.
Храмов Божьих купола блистают,
Словно нас, всех грешников маня.
Как зайдешь – молитвы там читают –
Так легко на сердце у меня.
Тульский край – прекрасней всех на свете!
И всю жизнь я посвящу ему!
Я хочу, чтоб взрослые и дети
Каждому здесь радовались дню!

Тульский край

автор: Елена Леонидовна
Тульский край,  гордимся мы тобой!
Твоей историей, раздольем, красотой.
Куликовым полем и Тульским кремлем.
Ведь это наш край, здесь мы с вами живем!

 

Тульский край

автор: Кирилл Пимков
Мой Тульский край – родимая земля
Как хороши твои леса и реки
Как ярко солнце, ясны небеса
Как пенье птиц прекрасно на рассвете
Здесь жил Толстой, Тургенев здесь бывал,
Здесь Куликово поле – место русской славы,
Здесь древний город Тула и Левша
И пряник сладкий и гармонь лихая
И труженики люди здесь живут
Чтят память предков, сеют хлеб и пашут
И дети здесь счастливыми растут
Для Родины, для радости, для славы.
Мой Тульский край – родимая земля,
С годами ты становишься всё краше.
Я знаю, будешь жить ещё века
Край русский, древний, славный и прекрасный. 

Мой Тульский край

автор: Надежда Абалмасова
Мой Тульский край,  не обессудь, родимый,
Прими меня такой, какая есть.
Я, словно крик над полем журавлиный,
Как совесть Русичей, кристальная их честь.
Мой ветхий дом, притихшая деревня,
Завешенное думами окно.
Здесь бродит дух России нашей древней,
Как крепкое янтарное вино.
Я влюблена в берёзовые рощи,
И стынь реки, и золотой закат.
Я вижу в небе, как седой паромщик,
Уводит к горизонту облака.
Здесь звонким серебром роса на травы,
Пейзаж не повторяется такой.
А соловьи, в охапку все октавы
В сирень бросают, песней неземной.
За что такая благодать от Бога,
Стою в мольбе смиренная овца.
Но почему бежит волной тревога,
Когда коснусь родимого крыльца?

Тульский край

автор: Айсулу Кадырова
Тульский край мне бесконечно дорог
Пеньем птиц весною поутру
Тишиной лесов , где каждый шорох
Эхом отзывается в пруду
Красотой ромашек придорожных
Белизной берёзок , что стоят
Веточки раскинув , осторожно
Листьями своими шелестят
Величавостью дубов и сосен
Разноцветьем луговой травы
Я люблю , когда приходит осень
В этот край добра и красоты
Дорог край мне Ясною Поляной
Ширью нераспаханных полей
Рощами , где летним утром рано
Песню запевает соловей
И,конечно, Куликовым полем,
Где зимой кружит , шумит метель
И зовёт , набушевавшись вволю
Звонкую весеннюю капель
Всё здесь любо , дорого и мило
Как же эту землю не любить !
Скрыта в ней такая мощь и сила
Никому её не победить !

Тульский край

автор: Любовь Самойленко
Люблю тебя, мой Тульский край:
За зелень рощи, за просторы,
За одуванчиковый рай,
За поэтические сборы.
Куда ни кинешь взор вокруг
Бьют родники, впадая в реки.
Здесь Дона слышен робкий звук,
Его исток с озёрной вехи.
Здесь детский смех. Его я слышу
И город с гордою рекой…
Я поднимаю выше, выше
Своей восторженной строкой. 

 

Тульский край

автор: Любовь Самойленко
Я свой люблю в осенних красках край,
Берёз воодушевление благое.
Мне в милой стороне и воздух - рай,
И Лиры слово - очень дорогое.
Разлившаяся синь в безбрежном небе
В зените дня притягивает взгляд.
Я ввысь взлетела б птицей, мне бы
Полюбоваться на рябин наряд.
И разглядеть в палитре солнца город,
Начало Дона в робких камышах.
Мне Тульский край до боли в сердце дорог,
Здесь столько тропок мой измерил шаг.
А сколько строк написано ночами
В восторженном лирическом пылу!
Я с багажом словарным за плечами
Не подчиняюсь скупости и злу.
Я так люблю в осенних красках край,
Берёз воодушевление благое!
Мне в милой стороне и воздух - рай,
И лиры слово - очень дорогое. 

Букет родного края...

автор: Любовь Самойленко
Соберу   букет  родного  края…
Так  волнуют  все  его  цветы!
Тульские   просторы  открывая,
Растворяюсь   в  строках  красоты.
По  тропинке  узкой  выйду  к  полю,
Здесь  синеет  море  васильков…
Тёплый  ветер,  вырвавшись  на  волю,
Очарует  запахом  цветов. 
Ярким  всплеском  пламенеют  маки,
Как  же  душу  трогает  их  цвет!
Разбежались  парами  по  злакам…
Их  нарядность  вставлю  в  свой  букет.
У  межи  склонились  незабудки…
Полонил  их  розовый  рассвет.
Романтичны,  красочны  и  чутки,
Их  добавлю  с  радостью  в  букет.
Растворились  в  белизне    ромашки,
Так  приятен   солнышка  им  свет…
В  утренних  блузонах   нараспашку,
Сами  дружно  просятся  в  букет.
И  подсолнуху  с  утра  не  спится:
«С  добрым  утром!»  тихо  шепчет  мне.
Как  же  в  это  счастье  не  влюбиться,
Оказавшись  в  радужной  волне!
Разноцветность  яркая  шалфея  –
Сердцу  так  приятна, так  нежна!
Синие  просторы   цвет  лелеют…
Для  букета   красочность   нужна.
К  лугу  тропка  летняя  вильнула,
Заискрился    лютиковый  рай…
Ветерком  на  плечи  мне  подуло…
До  чего ж  прекрасен  Тульский  край! 

На чувственной волне...

автор: Любовь Самойленко
А  в  городе  -  здороваются  клёны,
И  тополя  кивают  важно  мне.
С  берёзкой  стройной  столько  лет  знакомы,
Мы  с  ней  давно  на  чувственной  волне.
Мой  тульский  край! Милы  твои  просторы
И  синева  задумчивых  небес.
Люблю  вести  я  с  ними  разговоры,
Люблю  и  твой  в  июльской  сказке  лес.
Вся  жизнь  моя    в  преддверье   вдохновенья.
Тебе,  мой  край,  с  волненьем  говорю:
"За  каждое  своё  стихотворенье,
За  каждую  строку –  благодарю!.." 

Тульский край

автор: Валерий Пивоваров
Жарою  налиты  просторы  природы.
В  небесную  даль  устремились  леса.
Вдохну  благодать  я  соснового  бора
И  ветер  веселый  ударит  меня.
Там,  где - то  вдали,  у  мосточков  рыбачьих
Камыш  шелестит,  по  воде  бежит  рябь .
Широкою  лентой  раскинулась  речка ,
Ока  разливается  змейкою  вдаль .
Душа ,  словно  песня ,  летит  над  рекою
И  дышат  все  травы  в  лугах  и  полях .
Парит ,  точно  просит  грозы  все  живое ,
И  вьется на  тонком  стебле  стрекоза .
И  очи  мои  красоте  этой  внемлят ,
Таким  перебором  в  душе  все  звучит .
Нальются  усладой  все Тульские  земли ,
На  ветках  березок  листва  шелестит .
Здесь  липы  цветут  по  ухабам  дороги
И  пчелы  шныряют  в  лугах  золотых ,
И  тропка  уводит  меня  от  порога
Туда ,  куда  сердце  зовет  молодых .

Край мой Тульский

автор: Алексей Ерёмичев
Кудри белые черемух
Ветерочек вьет волной,
Гимн сердец для всех влюбленных,
Соловей поет шальной!
Льется утро по закрою
Зорькой ало-розовой!
Очарован я тобою,
Тульский край, березовый!
Мать - земля моя, родная,
От корней я, не привит,
Под Белёвом меня знают
Все ручьи и соловьи.
Рад, безмерно, каждой птахе,
Речке, лесу, бугорку!
От тебя , даже на плахе,
Я, вовек не отрекусь!!!

 

Тульский край

автор: Тамара Дик
Зорька светлая, зорька ранняя,
Над родной землёй поднимается.
Речка тихая, гладь зеркальная
От ночного сна просыпается.
Дай же радости, утро дивное!
В молодых глазах синь безбрежная
И любовь к земле, чувство сильное,
Обрети сполна душа нежная.
В дружбе, в радости по земле иди,
Береги её всю до донышка,
В Рай берёзовый ты мечты клади,
Где вокал поёт наш соловушка.
Россыпь спелых трав и уста осин-
Это Тульский край малахитовый,
Это синь небес, журавлиный клин,
Перезвон над землёю малиновый. 

В моем сердце тульский край

автор: Любовь Ачёлова
Тульский  край… Здесь  Непрядва, Упа  и  Ока…
Начинается  Дон, нашей  славы  река…
Здесь   протяжные   песни  слагает  народ,
А  потом  под  гармошку  те  песни  поет…
Тульский  край… Здесь  в  деревне  у  каждого  сад…
В  нем  душистые  яблоки  радуют  взгляд…
И  раздолье  кругом, где  ни  кинешь  свой  взор…
Сердце  радует  наш  необъятный  простор…
Тульский  край… Здесь  кругом  заливные  луга…
У   домов  здесь  стоят  всюду  сена  стога…
Тульский  край… Ты  живешь  вечно  в  сердце  моем,
Греешь  душу  всегда  ты  незримым  огнем…

Плавно осень созревает

автор: Татьяна Нежельская
Плавно осень созревает,
Не пугает суетой.
Край родимый украшает
Позолоченной листвой.
Дарит клумбам хризантемы-
Долгожители - цветы.
Словно вышли из Эдема,
Добавляют красоты.
На полях, лугах - укосы,
В огородах - урожай.
Хороша хозяйка - осень.
Приезжайте в Тульский край! 

 На Тульскую землю лишь буду молиться...

автор: Надежда Кошелкина
Сколько в жизни своей уголков не видала,
Сколько разных путей  дорог не прошла,
Лучше тульского края земли не сыскала
И родины славной милей не нашла.
Здесь каждая тропка о чем – то напомнит.
И ностальгия назад захлестнет.
Добрые чувства душу заполнят,
Родной уголочек простит и поймет.
Я часто из Тульской земли уезжаю,
Куда – то спешу, родной край покидаю,
Пускай ненадолго, но все же бросаю.
Но знай, моя Тула, я очень скучаю!
И в дальней дороге тебя вспоминаю.
Я по праву могу своей Тулой гордиться!
И завидую даже иной раз себе.
Ведь мне выпала честь в этом крае родиться,
И душою и сердцем с рожденья влюбиться
В эту землю родимую в моей судьбе.
Она так красива, что дух замирает!
Просторы ее необъятны! Поверь,
Тот, кто однажды в Туле бывает
Снова захочет вернуться теперь.
И люди великие здесь проживали.
Да – да в том краю, где сейчас нахожусь:
Создавали, творили, писали, искали.
Не устаю повторять -  я горжусь!
Моя Родина – Тула. Мой дом – Тульский край.
Я всегда буду помнить! Он в сердце храниться.
И сколько сторон городов не давай
За Тульскую землю лишь буду молиться…

Тульский край

автор: Олеся Маматкулова
В самом центре России огромной
Уголочек, похожий на рай,
Притаился в величии скромном
Милый сердцу берёзовый край.
Твои реки, поля и дубравы,
Перелески,закатов огни...
Были мудрые вятичи правы,
В том, что здесь поселились они!
Как нигде твои дали просторны!
В них особая прелесть твоя!
Здесь мой мир, мой очаг, мои корни
И судьбы здесь моей колея!
Столько раз было в песнях воспето
Благолепие, что есть в тебе,
И за то, что я вижу всё это,
Благодарна навеки судьбе!
Скольких ты вдохновлял на творенья!
Репин, Шишкин, Тургенев, Толстой
На века для других поколений
Воссоздали твой облик благой!
Твои пряники и самовары,
И оружие, и слава людей...
Ты - опора Российской державы!
Моя гордость! Ты всех мне милей!
И всем сердцем к тебе я прильнула,
И не нужен мне берег иной.
Тульский край, моя милая Тула -
Уголочек землицы родной! 

Тульский край

автор: Надежда Чернопятова
Люблю тебя я, Тульский край!
За то,что родиной зовёшься,
Пусть даже малой, принимай!
В большой ты эхом отзовёшься.
Природа - просто красота!
Границей к центру ты привязан.
Упы, Оки здесь берега
И Дон начало взять заказан.

При подготовке этого поста использованы материалы сайтов 
http://inance.ru/2015/03/den-poezii/
http://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/1330-tulskaya-oblast-stikhi-o-rodnom-krae.html
фотографии из Интернета
При
Source: http://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/1330-tulskaya-oblast-stikhi-o-rodnom-krae.html

14 комментариев:

  1. Добрый вечер, Наталия Викторовна!
    Какая изумительная подборка! Замечательные стихи! Сколько любви и нежности и благоговения к Тульскому краю! Спасибо за лирическое настроение!
    А я и не знала про такой праздник! С праздником Вас!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Замечательный и интересный день! Если и не пишешь стихи, то уж читаешь их обязательно!

      Удалить
  2. Наталия Викторовна! Спасибо за рассказ об истории праздника - Всемирного Дня поэзии. Интересно было почитать стихи Тульских поэтов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Знакомимся с современными и молодыми тульскими поэтами.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Наталия Викторовна! С праздником! У каждого, свой родной край, там где ты родился, где живешь. Хорошо, что через свой блог прославляете своих тульских поэтов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Владимировна! Материалы о Тульском крае я размещаю регулярно, их можно посмотреть в правой колонке блога в рубрике "Любимый город"

      Удалить
    2. Действительно, хороший пост о своих поэтах. И верно написано, что поэзия - это сила слова. Очень великая и красивая сила. Наталья Викторовна, с удовольствием прочла стихи, благодарю.

      Удалить
    3. Спасибо, Ирина! Читать хорошие стихи- это получать удовольствие!

      Удалить
  4. Прекрасные стихи о Тульском крае, а какая богатая природа!)) Я еще больше хочу в Ваши края. В каждом стихотворении такая любовь и гордость за свою малую Родину. Спасибо, что поделились лирическими произведениями.
    Столько раз было в песнях воспето
    Благолепие, что есть в тебе,
    И за то, что я вижу всё это,
    Благодарна навеки судьбе!
    Как это верно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Большое спасибо за теплые слова! Пусть Ваша мечта исполнится!

      Удалить
  5. Здравствуйте,Наталия Викторовна! Сколько замечательных стихов о родном крае!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Алла Юрьевна! Мне тоже очень нравятся эти стихи!

      Удалить
  6. Наталья Викторовна,доброе утро! Какой замечательный пост!Молодцы ваши поэты , что воспевают Тульский край! Прочитала стихи с удовольствием!В них столько тепла и гордости за родную землю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Владимировна! Спасибо за добрые слова! очень рада видеть Вас в блоге! С Днем поэзии Вас!

      Удалить