Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Надеюсь, что вы найдете здесь интересный и полезный материал для учащихся, родителей, педагогов и библиотекарей!******Читайте, комментируйте, высказывайте свое мнение! *******Весна-время читать хорошие книги! Выбирайте книги для чтения во вкладке "Моя книжная полка"*******

воскресенье, 29 января 2023 г.

"Купеческий портрет", или На выставку в Исторический музей

Здравствуйте, друзья и читатели блога!

Государственный исторический музей продолжает радовать туляков и гостей города интересными экспонатами из своих  фондов. В тульском филиале представлена выставка «Купеческий портрет XVIII — начала XX века». В экспозиции представлены 48 живописных полотен. Их дополняют предметы раскрывающих бытовую сторону жизни купечества — костюмы и украшения, посуда, монеты, орденские знаки, жетоны.  Такую выставку нужно обязательно посмотреть. Вчера я посетила ГИМ в Туле.


 

 



В Древней Руси торговых людей называли гостями. Они были путешественниками, защитниками-богатырями. Объединялись купцы чаще всего по «товарному» признаку.
В эпоху правления Петра I и Екатерины II деление купеческого сословия происходило на две гильдии. В первой оказались банкиры, именитые и знатные купцы, золотых и серебряных дел мастера, капитаны торговых судов. Во вторую гильдию вошли мелкие ремесленники, торговцы снедью и мелочными товарами, иконописцы. Позже купечество было разделено уже на три гильдии по величине капиталов. Купцы первой гильдии могли торговать «за морями», имея собственные морские суда; вторая гильдия обходилась кораблями речными. Представителям третьей гильдии предписывались мелочные торги, содержание бань, трактиров, постоялых дворов.
Постепенно формировалась верхушка купечества, его элита. Складывались целые династии, представители которых прошли нелегкий путь от мелкого промысла до торговых и производственных товариществ, известных буквально всему миру: Морозовых, Третьяковых, Рябушинских, Боткиных, Бахрушиных, Баташевых… Это были высокообразованные профессионалы, ценители искусства, благотворители, политики, трудившиеся на благо Отечества. 

Много полотен, представленных на выставке, написаны неизвестными художниками. Часто представителям сословия были не по карману и не по статусу прославленные профессиональные художники, поэтому многие обращались к выпускникам художественных школ, учителям рисования и талантливым самоучкам.
Купцы предпочитали заказывать портреты лишь по самым важным поводам. Сосредоточенные мужчины с окладистыми бородами, в темных одеждах, позируют с купеческими медалями и прочими наградами, показывающими их статус. Женские же образы привлекают гораздо больше внимания. Купчихи предстают в традиционных костюмах губерний, в дорогих шалях, с рядами жемчугов и серьгами-бабочками.

 








 



 



Александр Степанович Баташёв (1848 – 1912) — предприниматель, меценат. Почетный гражданин Тулы. Общественный деятель. Один из основателей Московского зоопарка. Сын владельца небольшой самоварной фабрики Степана Федотовича Баташёва. С 18-летнего возраста вместе с братом продолжал дело отца. Создал в Туле новое предприятие: с несколькими новыми корпусами, оборудованными паровыми машинами и большим количеством рабочих мест. Баташёвская фабрика ежегодно выпускала до 100 тысяч самоваров. Фабрика братьев Баташёвых с 1869 вплоть до 1917 года считалась крупнейшим частным заводом в Туле, имея высшие награды всероссийских и международных промышленных ярмарок.



 

В 1893 году тульский купец Александр Степанович Баташёв обращается к тульскому губернатору Николаю Алексеевичу Зиновьеву:

«В борьбе и страданиях проходит человеческая жизнь. Но жизнь эта, для одних – источник счастья, дар Божий, для других, большинства, ряд горя, слез и печалей. Утешением в этих страданиях являются: вера в Бога, надежда на Его милосердие....
В городе же Туле, где я родился и рос, я уже принес свои труды, которые видели граждане: дачу с домами пожертвовал для устройства приюта на исправление несчастных малолетних преступников; дом с фабричными корпусами, на Демидовской улице, подарил городу на устройство в нем ночлежного дома для бесприютного люда и дома свои на Дворянской улице также пожертвовал: один – для приюта слепых детей, а другой – для приюта слепых стариков и старух г. Тулы. Горе и несчастье последних я в особенности всегда близко принимал к сердцу, так горька и неприглядна их прожитая прошла жизнь. Я дал уже им кров, защиту от холода, место, где они могут иметь за собою уход.

В настоящее время, по воле Всевышнего, я считаю себя счастливым принести мой капитал в Общество попечения о слепых Ведомства Государыни Императрицы Марии вечным, неприкосновенным вкладом моего имени шестьдесят тысяч рублей серебром, которые навсегда должны храниться в Государственном Банке и проценты с оного должны поступать исключительно на содержание слепых стариков и старух города Тулы.

Я усердно Вас прошу ходатайствовать принять мою жертву во имя любви к человечеству, памятуя то, что жизнь наша в руках Бога. Работая добросовестно, здоровье мое утратилось, очи мои от неустанного труда и напряжения их ослабили зрение. Да просветит свет и мне грешному во имя святых трудов. Святое чувство говорит мне, что Вы не откажете в своем просвещенном содействии.
С истинным уважением и преданностью к Вашему Превосходительству имею честь быть Вашим покорным слугою
Александр Степанович Баташёв».

Один из подлинных шедевров экспозиции «Купеческий портрет XVIII — начала XX века» — портрет фабриканта Абрикосова кисти Валентина Серова.

Знаменитый фабрикант, сладости которого в начале прошлого века знали по всей России, заказал портрет признанному мастеру. Серов не завершил работу. Из-за конфликта мастера с семейством заказчика портрет остался не дописа. В одном из исторических источников художник упоминал, что ему было некомфортно находиться в доме Абрикосовых. Когда Серов работал над портретом, Алексей Иванович время от времени удалялся в великолепную свою готическую столовую, откуда раздавались звон посуды, голоса, долетали дразнящие запахи… Увы, художника за все время к трапезе ни разу не позвали. В какой-то момент мастер прямо высказал свою обиду: дескать, в хороших домах принято портретиста приглашать за стол, пусть даже с прислугой… Не совсем ясно, стало ли это основной причиной раздора заказчика и исполнителя портрета, но одним из элементов конфликта эта ситуация точно была. Серов не поставил свою подпись на этом портрете.

На выставке представлены купеческие наряды.

 

 




Историки моды предполагают, что салоп был уже хорошо известен в конце XVIII века. Он представлял собой накидку свободного покроя с прорезями для рук. Это была модная реакция на увеличение диаметра юбки: салоп шился по плечам, а дальше мог расходиться, прикрывая самую широкую юбку. Лицевая сторона шилась из нарядной плотной ткани, украшалась вышивкой и лентами. Изнанку подбивали или бархатом, или лисьим, куньим либо собольим мехом. К 1830-м годам салопы начали уходить из моды, их перестали рекламировать в журналах.

Форма салопа требовала больших затрат: узорчатой шелковой ткани, мехов, жемчуга для отделки. Рачительные владельцы такой одежды с ней расставались неохотно. Салопы продолжали носить те, для кого богатство материала было показателем успеха. В отдельных случаях салоп служил «вывеской», демонстрируя, к примеру, ткань, производимую на фабрике хозяйки одежды. К тому же тяжелый салоп требовал степенности и плавности походки, которые были присущи дамам купеческого сословия, дородным и неторопливым. Участвовал салоп и в товарно-денежных отношениях: его давали в приданое, им рассчитывались как платежным средством. Этот факт, например, зафиксирован в пьесах А. Н. Островского.
 

 

 


В Российской империи награждение орденами было предусмотрено только для дворян. Купцы награждались орденами после получения дворянства, получение купцом ордена обеспечивало ему переход в дворянское сословие.
Однако существовали награды, не имевшие сословных ограничений. Широкое распространение со времен правления Петра I получили наградные медали, сменившие принятую в царской России систему награждения золотыми монетами.
Наградная медаль, появившаяся сначала как военная награда не только для отличившихся, но и для всех участников кампании, постепенно проникла и в гражданский обиход как награда за конкретные заслуги на благо государства для широкого круга лиц вне зависимости от чинов и сословий.
В правление Екатерины II активно развивался такой вид наград, как персональная медаль, где помимо портрета императрицы помещался текст с указанием кому и за какие заслуги медаль была пожалована.
В царствование императоров Александра I и Николая I жаловались за конкретные деяния и заслуги: «За бескорыстие и усердие на пользу казенную», «За полезное изобретение». «Универсальными» можно назвать медали «За усердие» и «За полезное». Они служили в первую очередь для награждения купцов за различные заслуги перед государством в области торговли и крупные пожертвования в казну.
На лицевой стороне этих медалей помещен портрет императора, а на обороте — соответствующая надпись. Медали изготавливались из золота и серебра, двух размеров: 28 мм, для ношения на груди или в петлице, и 51 мм, для ношения на шее. Иногда, по особому распоряжению императора, медаль могла быть украшена алмазной крошкой.

 


Праздничный стол в дворянской или купеческой семье украшал самовар!

8 комментариев:

  1. Галина Сергеевна30 января 2023 г. в 07:57

    Наталия Викторовна, спасибо, что не только показываете, но и рассказываете интересные вещи, которые узнали во время экскурсии! Почти все узнала впервые!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Сергеевна! Всегда готова поселиться интересной и полезной информацией с читателями

      Удалить
  2. Какие чудесные портреты, Наталия Викторовна! Портреты и костюмы! Даже есть портреты детей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Выставка мне понравилась!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Наталия Викторовна!
    Спасибо за фотографии и очень интересный рассказ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Антонина Валерьевна! Я рада, что Вам понравилось. Для меня это тоже была интересная информация.

      Удалить
  4. Ух, я бы посмотрела! Раньше о купечестве можно было только в пьесах Островского прочитать, да еще у пары авторов. Теперь их "реабилитировали", в круизе по Волге очень интересно рассказывали про купеческие дома, артели, Нижегородскую ярмарку, крайне увлекательные подробности. Спасибо, Наталия Викторовна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Александровна! Действительно, про купечество интересно узнать! Мне выставка понравилась! Людей достаточно много было.

      Удалить