Друзья!
Вышел 10 номер журнала "Школьная библиотека: сегодня и завтра", который полностью посвящен Всероссийскому конкурсу "100 идей для школьной библиотеки", проходившему в 2015 году. Я принимала участие в этом конкурсе и стала победителем!
И вот в журнале опубликованы все идеи, которые были представлены на
конкурс, в том числе и мои. Этими идеями могут воспользоваться не только
библиотекари, но и педагоги. Вот мои 10 идей!
№
п/п
|
Идея и
реализация
|
1.
|
Название:
Переменный
библиомарафон
Форма:
конкурс
Цель:
формирование потребности в чтении, умения работать в команде, развитие
творческих способностей.
Организаторы:
школьный библиотекарь, классные руководители.
Краткая
методика подготовки и проведения: Марафон
проводится на переменах с понедельника по пятницу. Ежедневно классы (можно по параллелям)
получают конверт с заданиями. В конверте 4 задания (по 1 на каждую перемену).
За каждое выполненное задание классы получают марафонские очки.
Примерные задания:
1 день: 1. Нарисовать мини-плакат о бережном отношении к учебникам. 2.
Сочинить четверостишие о пользе чтения. 3. Узнать и написать историю
возникновения бумаги. 4. Изобразить (или написать) правила поведения в Интернете.
2 день: 1.Нарисовать обложку
любимой книги. 2. Перечислить великих писателей связанных с нашим краем. 3.
Найти пословицы по теме «Книга». 4. Узнать и написать историю Интернета.
Учащиеся выполняют задания и
сдают в школьную библиотеку. Совет или актив библиотеки проверяет, оценивает
выполнение заданий. Ежедневно на стенде заполняется таблица по итогам
«Переменного библиомарафона». Окончательные итоги подводятся в конце
недели. Классы-победители получают грамоты и призы.
Результативность:
Учащиеся при выполнении заданий обращаются к книгам, справочным изданиям, к
Интернет-ресурсам. Собранные материалы используются для
выпуска информационных листков,
буклетов,
публикуются в школьной газете и сайте
или блоге.
|
2.
|
Название:
Музей одной
картины (стихотворения, песни, рассказа)
Форма:
выставка (виртуальная выставка)
Цель:
формирование потребности в чтении, духовном и интеллектуальном росте,
самообразовании, вовлечение всех категорий пользователей в
культурно-просветительскую деятельность.
Организаторы:
школьный библиотекарь, учителя музыки, искусства, литературы, актив
библиотеки
Краткая
методика подготовки и проведения:
Разрабатывается программа
выставок, намечаются темы, выбираются произведения, определяются
ответственные. Учащиеся (актив библиотеки) готовят материалы под руководством
учителей. Школьный библиотекарь организует подготовку и саму выставку.
На видном месте в школе (на
стенде или экране) размещается репродукция картины, сопровождающее ее
стихотворение, рассказ об эпохе и истории создания, интересные факты, списки
литературы. Рядом лежит распечатанный текст стихотворения, рассказа,
репродукция, и каждый желающий может взять его себе на память, чтобы читать,
смотреть, помнить.
Результативность:
Учащиеся (актив библиотеки) при выполнении заданий обращаются к книгам,
справочным изданиям, к Интернет-ресурсам. Все участники образовательного
процесса знакомятся с произведениями искусства, литературы, музыки. Читают
книги из рекомендательных списков. Из
материалов оформляются тематические папки, которыми пополняется фонд
библиотеки. Материалы размещаются на сайте, блоге.
|
3.
|
Название:
Откройте
книгу детям
Форма: сетевая акция
Цель:
развитие у учащихся интереса к чтению, расширение кругозора.
Организаторы:
школьный библиотекарь, родители
Краткая
методика подготовки и проведения:
Совет библиотеки через школьный
сайт, библиотечный блог обращается к
родителям и педагогам написать
отзыв о своей любимой книге и порекомендовать ее прочитать ученикам. Родители
и педагоги могут это сделать через комментарии в блоге, по электронной почте
или принести в библиотеку. Библиотекарь оформляет книжную выставку в
библиотеке (или виртуальную выставку) и вкладывает в книги (или размещает рядом) отзывы и
рекомендации родителей и учителей.
Результативность:
учащиеся читают книги по рекомендациям, на блоге библиотеки появляется дополнительный ресурс по продвижению литературы.
|
4.
|
Название:
Цветная
библиокарусель
Форма: акция
Цель:
развитие у учащихся интереса к чтению, повышение читательской активности.
Организаторы:
школьный библиотекарь
Краткая
методика подготовки и проведения: Библиотекарь
выставляет в определенном месте книги и предлагает ученикам, прочитав книгу,
оставить в ней цветную закладку, указав на ней фамилию и имя. Рядом размещается плакат об акции с
пояснениями. Закладка красного цвета гласит: любимая книга, советую
прочитать, желтого цвета-интересно, увлекательно, зеленого
цвета-познавательно, рекомендую почитать.
Самые активные участники акции получают библиотечные сертификаты.
Результативность:
учащиеся читают книги по рекомендациям читателей, появляется дополнительный ресурс по продвижению литературы, яркие закладки
привлекают внимание пользователей библиотеки.
|
5.
|
Название:
Новое
поколение выбирает книгу!
Форма: конкурс компьютерных плакатов
Цель:
развитие творческих способностей, информационной грамотности, вовлечение
учащихся в информационно-просветительскую деятельность.
Организаторы:
школьный библиотекарь, учитель информатики
Краткая
методика подготовки и проведения:
Используя компьютерные
технологии, учащиеся создают плакаты на тему «Новое поколение выбирает
книгу!». Победители конкурса награждаются грамотами.
Результативность:
учащиеся отрабатывают и совершенствуют навыки работы на компьютере, организуется выставка, создается банк
творческих проектов учащихся, плакаты размещаются в библиотеке и библиотечном блоге.
Примечание:
плакаты, выполненные пользователями ИБЦ
|
6.
|
Название:
Русские
писатели и наш край
Форма: проект по созданию интерактивной
литературной карты
Цель:
повышение читательской и творческой
активности, информационной грамотности, вовлечение учащихся в
информационно-просветительскую деятельность, изучение истории родного края.
Организаторы:
школьный библиотекарь, учитель литературы,
учитель информатики
Краткая
методика подготовки и проведения: Учащимся
предлагается определенный шаблон, определяются требования по оформлению
слайдов, их содержанию. Учащиеся работают в парах, изучают жизнь и творчество
русских писателей, связанных с родным краем, оформляют слайды и предоставляют
их в библиотеку. Библиотекарь, учителя литературы и информатики соединяют
воедино слайды, используя гиперссылки.
Участники проекта получают библиотечные сертификаты.
Результативность:
учащиеся изучают жизнь и творчество
русских писателей, связанных с родным краем, отрабатывают и совершенствуют
навыки работы на компьютере, интерактивная карта размещается на школьном
сайте или библиотечном блоге. Интерактивная карта используется на
уроках литературы и во внеурочной деятельности.
Примечание:
Интерактивная карта, созданная пользователями ИБЦ
|
7.
|
Название:
Великие
книги
Форма: пресс-конференция
Цель:
повышение читательской и творческой
активности, вовлечение учащихся в информационно-просветительскую
деятельность, содействие формированию навыков компетентного читателя.
Организаторы:
школьный библиотекарь, учитель литературы.
Краткая
методика подготовки и проведения:
Учащимся (микрогруппам)
предлагается прочитать по 1 книге из определенного списка и подготовить о ней
презентацию (в виде театрализации, информационного бюллетеня, эссе,
компьютерной
презентации и пр.). Затем
проводится пресс-конференция между
микроколлективами на тему «Почему эта книга стала великой?». При этом может
быть использован прием «открытый микрофон», когда каждой группе задается 3-5
вопросов по теме выступления, а затем дается время на высказывание 5-10
мнений по поводу книги и выступления группы.
Результативность:
учащиеся читают хорошую литературу, учатся работать в микрогруппах, выражать
свое мнение.
|
8.
|
Название:
Создаем
картины
Форма: конкурс проектов
Цель:
повышение читательской активности, развитие творческих способностей учащихся
Организаторы:
школьный библиотекарь.
Краткая
методика подготовки и проведения:
Совет библиотеки разрабатывает
положение о конкурсе, размещает его на сайте, блоге, стендах. В библиотеке
оформляется выставка литературы «Делаем сами своими руками». Учащимся
предлагается создать объемные картины в любой технике исполнения (аппликация,
оригами, соленое тесто, бумажная пластика, вязание и др.) на определенную
тему. Например: «Литературный герой», «Цветы-улыбка природы», «Осенние дары»,
«Зимние фантазии» и др. Работы выполняются в формате А3, А4. В библиотеке
оформляется выставка, актив библиотеки проводит экскурсии. Библиотекарь
создает видеоролик «Виртуальная экскурсия по выставке», который размещается
на сайте, в блоге. Победители награждаются грамотами и проводят мастер-классы.
Результативность:
учащиеся читают литературу по изготовлению поделок, учатся на мастер-классах,
в оформлении библиотеки используются
детские работы.
Примечание: одна из работ
выполнена в технике витража
|
9.
|
Название:
Живые
стихи
Форма:
радиопроект
Цель:
повышение читательской и творческой
активности, вовлечение учащихся в информационно-просветительскую
деятельность, содействие формированию навыков компетентного читателя.
Организаторы:
школьный библиотекарь, учитель литературы.
Краткая
методика подготовки и проведения:
Лучшие чтецы (ученики,
педагоги) читают стихи, входящие в школьную программу. Чтение записывается на
диск. Этот диск педагоги школы
используют на уроках, транслируют по школьному радио. Проект реализуется постоянно, диск ежегодно
пополняется новыми записями. Участники проекта получают библиотечный
сертификат.
Результативность:
популяризация классической литературы.
|
10.
|
Название:
Классное
чтение
Форма:
библиотечный проект
Цель:
формирование у детей потребности в
книге, чтении, в духовном и интеллектуальном росте, самообразовании.
Организаторы:
школьный библиотекарь
Краткая
методика подготовки и проведения: В
библиотечном проекте принимает участие весь
класс. Учащиеся читают книги, пишут отзывы, рисуют иллюстрации. Каждым
классом оформляется папка с материалами. За каждую прочитанную книгу ученики
получают 1 пазл (используются наборы пазлов по литературным произведениям или
распечатанные на цветном принтере картинки). Постепенно собирается картина,
которая украшает класс.
Результативность:
учащиеся читают книги, пишут отзывы,
рисуют. Материалы, собранные в папки,
используется для рекомендательных
списков
(используются отзывы и сканированные рисунки учащихся)
|
Наталия Викторовна, здравствуйте! Я уже читала эти публикации! И очень восхищена Вашими идеями! Особенно мне понравился переменный марафон. Но это же столько работы, столько подготовки! У Вас есть помощники среди детей? Спасибо за идеи!!!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте. Людмила Федоровна! Спасибо за добрый отзыв! Мои помощники- понимающая и поддерживающая администрация,активные, талантливые педагоги и очень отзывчивые ученики!
УдалитьЗдравствуйте,Наталия Викторовна, беру себе в закладки! Замечательные идеи! Поздравляю!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Алла Юрьевна! Приятно, что Вам оказались интересными мои идеи! Реализуйте, пожалуйста!
УдалитьНаталия Викторовна, спасибо, что поделились, спасибо, что Вашими идеями можно воспользоваться. Поздравляю с публикацией!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Анна Борисовна! Все идеи достаточно легки в реализации!
УдалитьЗдравствуйте, Наталия Викторовна! Поздравляю Вас с заслуженной победой! Желаю творческих успехов и вдохновения! Спасибо за интересные идеи!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Наталья Владимировна! Большое спасибо за поздравления!
УдалитьНаталия Викторовна, добрый вечер!
ОтветитьУдалитьПоздравляю в прекрасной и нужной публикацией! Очень многое взяла на заметку: и переменный марафон, и музей одной картины (стихотворения), цветная библиокарусель и др. Спасибо, что поделились с нами. Удачи Вам и всего самого доброго!
Здравствуйте,Людмила! Большое спасибо за добрые слова! Рада, что идеи Вам понравились!
УдалитьНаталия Викторовна! Вы - настоящая волшебница! Такие идеи мог придумать только волшебник!
ОтветитьУдалитьОй! Спасибо, Ирина Михайловна! Буду и дальше делать всё, чтобы детям и взрослым было интересно в информационно-библиотечном центре!
УдалитьНаталия Викторовна! Поздравляем Вас с победой в конкурсе! Взяли себе на заметку проект "Создаем картины". Попробуем реализовать его с нашими дошкольниками.
ОтветитьУдалитьТатьяна Анатольевна, я очень рада, что Вас заинтересовали идеи и Вы собираетесь реализовать одну из них! Спасибо Вам!
УдалитьЗдравствуйте, Наталия Викторовна!!! Поздравляю Вас с победой в конкурсе!!! Спасибо за разнообразие идей, они могут пригодиться в нашей деятельности!!!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Владимировна! Рада видеть Вас в блоге! Спасибо за поздравление! Наши дошколята уже выбрали для себя идею для реализации! Может быть и Вам что-то приглянется!
УдалитьНаталия Викторовна! С заслуженной победой! это здорово, что у Вас есть поддержка! Но, я думаю, такой генератор идей, как Вы, того стоит) Успехов Вам дальнейших!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Светлана! Большое спасибо за поздравление и добрые пожелания!
УдалитьВечер добрый, Наталия Викторовна! Во-первых - поздравляю!
ОтветитьУдалитьТолько немножко не поняла - конкурс проходил в 2015, а награда только сейчас? Или награда ранее (посмотрела на дату: Москва, 2015), а публикация только сейчас? Или вот так все и сразу с запозданием?
Здравствуйте, Надежда Александровна! Грамоту получила в январе 2016 года, а вот публикация только сейчас! С момента подведения итогов прошел год, и вот вышел журнал со всеми идеями, которые были представлены на конкурс. Мне не только приятно, но и интересно почитать, что представляли мои коллеги-библиотекари. Спасибо за поздравление, дорогая Надежда Александровна!
УдалитьНаталия Викторовна! Поздравляю с публикацией и победой!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Анна Владимировна! Мне очень приятно!
УдалитьЗамечательные идеи и способы их реализации. Поздравляю с победой и с публикацией! Это заслуженная победа!
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо, Елена! Рада видеть Вас в блоге!
УдалитьНаталия Викторовна! Искренне поздравляю с победой! Очень за Вас рада! Спасибо за идеи!Дальнейших Вам Успехов!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Татьяна Викторовна, за добрые слова!
Удалить