Друзья!
Всю прошедшую неделю ученики начальных классов нашего центра образования знакомились с историей театра, читали стихи о театре, повторяли правила поведения, путешествовали по тульским театрам и, конечно, пробовали себя в роли актеров! Так мы открыли Год театра в информационно-библиотечном центре!
Там есть и сцена,
и кулисы,
И актёры, и
актрисы,
Есть афиша и
антракт,
Декорации, аншлаг.
Из истории театра
Упоминание
о первой театральной постановке датируется далёким 2500 годом до нашей эры. Она
состоялась в Египте. Сюжетом послужили мифологические образы.
В Древней Греции
театр стал формироваться как искусство: устанавливались чёткие определения
трагедии и комедии, а также других театральных форм. Древнегреческие
театральные представления также использовали мифологические образы.
Европейский театр
начал свою историю в церковной католической службе. Первые примитивные
религиозные драмы пелись или пересказывались на латыни священниками в самой
церкви. Вскоре церковные власти запретили священникам участвовать в подобных
постановках. Представление перемещается на улицу и быстро раздвигает свои
рамки.
К 15 веку возросший
интерес к «хлебу и зрелищам» приводит к появлению на сцене первых
профессионалов. А театр постепенно начинает завоёвывать внимание знати.
К 18 веку в Европе
интерес к театру достигает своего апогея: он становится культовым местом модной
публики, а зрелищность и разнообразие костюмов и декораций становится
отличительной чертой оперных театров.
В 19 веке театры
всё чаще становятся коммерческими заведениями, которые не сами ставят
спектакли, а лишь сдают помещения для постановок. Эта тенденция породила в Англии
и США значительное явление в жизни театра – гастроли, так как управляющие
осознали, что можно извлечь выгоду из выездных выступлений труппы.
Когда в начале 20
века стало популярным кино, многие театры превратились в кинотеатры или были
снесены. Многие скептики утверждали, что со временем театр исчезнет из нашей
жизни, будет полностью вытеснен великим синематографом, но к счастью, они
ошибались.
Особое место в многовековой истории драматического искусства по праву занимает русский театр, зародившийся в народном творчестве
через обряды и праздники. Старейшим видом театрализованных развлечений были
игры народных лицедеев – скоморохов. Петь, плясать, балагурить, разыгрывать
сценки, играть на музыкальных инструментах мог всякий, но признанным умельцем
становился лишь тот, чьё искусство выделялось своей художественностью. Актёры
выступали поодиночке, так как для рождения трупп не было условий. Власти и
церковь преследовали скоморохов и ставили их в один ряд с колдунами.
Настоящий театр в
России появился в 17 веке – это был придворный и школьный театры.
Школьные театры
возникали в духовных семинариях и училищах. Интермедии школьного театра
заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии.
Возникновение
придворного театра было вызвано интересом знати к западной культуре. Впервые
театр в Москве появился при царе Алексее Михайловиче, но после его смерти был
закрыт, а зритель вновь обрёл свой театр только при Петре 1.
Основное место
среди русских театров занимают императорские театры, находившиеся в ведении
Министерского двора.
Безусловно,
триумфальной датой в истории российского театра считается 28 марта 1776 года: в
этот день князь Пётр Васильевич Урусов получил правительственную привилегию на
содержание в Москве постоянной труппы с обязательством построить театр, в
котором можно было бы ставить оперные, балетные и драматические спектакли. Так,
в Москве появился Государственный академический Большой театр России.
В настоящее время
Большой театр существует и всё ещё является средоточием мирового оперного и
балетного искусства. Труппу театра называют достоянием России. Большой театр по
праву включают в список главных достопримечательностей столицы.
Сейчас в Москве
очень много театров. Но ведущие театры – это,конечно, Большой театр,Малый
театр, театр Вахтангова, Ленком, театр имени Маяковского, театр Моссовета, МХАТ
имени Горького, МХАТ имени Чехова, театр на Малой Бронной, Российский театр
армии, Сатирикон и многие, многие другие.
Учащиеся познакомились с выставкой, посвященной Году театра в читальном зале ИБЦ
Театр – это
игра. Каждый из нас в своей жизни играет разные роли. Недаром, великий английский
драматург, поэт, актёр Вильям Шекспир, который жил почти 400 лет назад, сказал:
«Весь мир – театр, а люди в нём – актёры!»
Актёр – одна
из самых древних и прекрасных профессий на земле. Ими восторгались, их обожали,
им рукоплескали короли и императоры, учёные и философы. Актёры и зрители – это
две стороны одной медали, это половинки одного целого, великого, прекрасного и
вечного чуда, которое называется «театр».
Итак, актёр – это
человек, который должен уметь делать всё: и петь, и танцевать, и
лицедействовать.
Сказать «У меня
есть номер» - гордость любого артиста. Слово «номер» пришло к нам из древних
времён, когда бродячие артисты, придя в город, строили деревянный помост и
начинали выступления. Выступающих тогда не объявляли. Просто ведущий поднимал
вверх огромный фанерный щит с намалёванным на нём номером, и к зрителям выходил
очередной исполнитель. Те времена прошли давно, а слово номер осталось. Артисты
называют его почтительно – Его величество Номер.
Ребята пробовали себя в роли актеров. Необходимо было
Изобразить:
1. «Первоклассники
идут в школу»
2. «Туристы
идут в поход с тяжёлыми рюкзаками».
3. «Человека,
которому ботинки натёрли ноги»
4. «Поход
к зубному врачу»
5. «Малыш учится ходить»;
Показать диалог
животных : «большой и маленькой собаки».
Показать диалог
«петуха и курицы».
Необходимо сыграть
роль воспитателей, которые просят детей слезть с дерева.
Показать
«крик в горах с эхом».
Особенно ребятам понравилось играть в спектакле-экспромте "Храбрый рыцарь".
Выходят пять
человек, которые будут изображать роли:
Луна, Собака,
Конь, Иван, Марья (каждому на грудь прикрепляется табличка)
Массовка
изображает: дуновение ветра, качание деревьев, ливень.
Это было так:
1. Взошла
луна (ученик становится на стул)
2. Где-то
залаяла собака (ученик изображает собаку, лает)
3. Подул
сильный ветер (массовка дует)
4. Закачались
деревья (массовка машет руками из стороны в сторону)
5. Полил
сильный дождь (массовка стучит по ладони сначала одним пальчиком, потом двумя (дождь усиливается), потом тремя, а затем снова двумя и одним)
6. В
глухом лесу заблудилась Марья (ходит между массовкой). Она громко плачет.
Услышав её рыдания, на лихом коне прискакал Иван. Он слез с коня, успокоил
Марью, посадил её на коня и увёз в своё царство».
С.
Маршак. В ТЕАТРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
Народу-то!
Народу!
Куда ни кинешь взгляд, -
По каждому проходу
Идет волна ребят.
Куда ни кинешь взгляд, -
По каждому проходу
Идет волна ребят.
Сажают
их на стулья
И просят не шуметь,
Но шум стоит, как в улье,
Куда залез медведь.
И просят не шуметь,
Но шум стоит, как в улье,
Куда залез медведь.
Из
длинного колодца -
Невидимо для глаз -
То флейта засмеется,
То рявкнет контрабас.
Невидимо для глаз -
То флейта засмеется,
То рявкнет контрабас.
Но
вдруг погасли лампы,
Настала тишина,
И впереди за рампой
Раздвинулась стена.
Настала тишина,
И впереди за рампой
Раздвинулась стена.
И
увидали дети
Над морем облака,
Растянутые сети,
Избушку рыбака.
Над морем облака,
Растянутые сети,
Избушку рыбака.
Внизу
запела скрипка
Пискливым голоском -
Заговорила рыбка
На берегу морском.
Пискливым голоском -
Заговорила рыбка
На берегу морском.
Все
эту сказку знали -
О рыбке золотой, -
Но тихо было в зале,
Как будто он пустой.
О рыбке золотой, -
Но тихо было в зале,
Как будто он пустой.
Очнулся
он, захлопал,
Когда зажгли огонь.
Стучат ногами об пол,
Ладонью о ладонь.
Когда зажгли огонь.
Стучат ногами об пол,
Ладонью о ладонь.
И
занавес трепещет,
И лампочки дрожат -
Так звонко рукоплещет
Полтысячи ребят.
И лампочки дрожат -
Так звонко рукоплещет
Полтысячи ребят.
Ладоней
им не жалко...
Но вот пустеет дом,
И только раздевалка
Кипит еще котлом.
Но вот пустеет дом,
И только раздевалка
Кипит еще котлом.
Шумит
волна живая,
Бежит по всей Москве,
Где ветер, и трамваи,
И солнце в синеве.
Бежит по всей Москве,
Где ветер, и трамваи,
И солнце в синеве.
Агния Барто. В ТЕАТРЕ
Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки.
Нам в театре, в раздевальне
Дали в руки номерки.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки.
Нам в театре, в раздевальне
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла всё на свете!
Я забыла всё на свете!
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не могла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала!
Я сейчас бы не могла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала!
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы.
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу — нету номерка.
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу — нету номерка.
Фея кружится на сцене —
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени —
Номерка не нахожу.
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени —
Номерка не нахожу.
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то…
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
— Кто там ползает внизу?
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
— Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала —
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
— Мне очень нравится балет,—
Ребятам я сказала.
И все ушли из зала.
— Мне очень нравится балет,—
Ребятам я сказала.
Весело, активно, и необычно в библиотеке был открыт Год театра. Понравились все задания - экспромты. Спасибо, Наталия Викторовна, что поделились с читателями. А ведь мое первое знакомство с балетом было очень похожим на героиню Агнии Барто, только я уснула, уж очень меня убаюкала музыка. Но я тогда была еще дошкольницей, и даже не помню этого события, просто мама, улыбнувшись часто вспоминала. Сейчас я -страстная поклонница балета
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна! Ребятам очень понравилось быть актерами! Договорились, что еще вернемся к теме театра. Спасибо, что рассказали свою историю знакомства с балетом.
УдалитьЗдравствуйте, Наталия Викторовна! Спасибо за рассказ! Детям всегда нравятся спектакли-экспромты! Здесь каждый раскрывается)
ОтветитьУдалитьСоглашусь с Ольгой Александровной! Такие спектакли-экспромты имеют больший успех, чем тщательно подготовленные, отрепетированные мероприятия. А тут,на лицо виден результат. Читатели с замечательными улыбками!
УдалитьЗдравствуйте, Ольга Александровна! В театре-экспромте дети участвовали впервые, им очень понравилось. Возьму на вооружение, буду чаще использовать в работе!
УдалитьЗдравствуйте, Светлана Федоровна! А главное, что это всё быстро, не требует времени для репетиций! А результат на лицо-это Вы точно подметили!
УдалитьЗдравствуйте, Наталия Викторовна!
ОтветитьУдалитьПотрясающе интересно,ярко и эмоционально! Я в восторге,наверно в таком же, как и Ваши юные дарования. Отличная задумка и воплощение!
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Спасибо большое! Детям очень понравились! От желающих поучаствовать не было отбоя!
УдалитьЗдравствуйте, Наталия Викторовна! Как интересно живёт ваша библиотека! Вы всегда рады маленьким читателям! Придумываете столько для них интересного!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Михайловна! Спасибо! Дети с нетерпением ждут каждую встречу в библиотеке! Я считаю, что школьная библиотека-это место где всегда есть что-то интересное и увлекательное!
УдалитьНаталия Викторовна, добрый день. По всему видно, как интересно было ребятам не просто почерпнуть знания из истории театра, но и побывать в той или иной роли, выполняя задания. Здорово!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Любовь Семеновна! На каждом занятии или встрече в детьми стараюсь дать небольшую интересную информацию, чтобы запомнили и обязательно поиграть!
УдалитьЗдравствуйте, Наталия Викторовна!
ОтветитьУдалитьКазалось бы, взрослые мы, педагоги, люди начитанные, но... как же интересно было читать про театр. А уж Ваши ребята вообще молодцы, всё получилось потрясающе!
Здравствуйте, Лилия Павловна! Стараюсь ребятам рассказать коротко о самом интересном и в блоге разместить информацию, которая будет полезна и интересна на только ученикам.
УдалитьА быть актерами ребятам очень понравилось!
Здравствуйте, Наталия Викторовна! Год театра открыт интересно! Видно, что дети в восторге!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Федоровна! Детям понравилось! Сегодня уже прибегали и спрашивали будем ли еще так играть.
УдалитьЗдравствуйте, Наталия Викторовна! Ваши блоги читаю давно, но только сегодня решилась, наконец, стать Вашим постоянным читателем! Ваши блоги для меня - некая палочка-выручалочка! Вот и на этот раз - замечательный материал к году театра! Обязательно воспользуюсь Вашими идеями. Буду очень рада видеть Вас на страницах своего блога "Ты я и книга". С уважением Антонина Валерьевна. Город Алапаевск, Свердловская область.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Антонина Валерьевна! Очень рада Вашему визиту и знакомству! Спасибо за добрые слова! Иду к Вам знакомиться с блогом!
Удалить