Друзья!
Недавно я посетила выставочную экспозицию под названием «Ростовская финифть XIX-XXI веков: от иконы до
украшения» в Тульском музее изобразительных
искусств.
Данное искусство представляет
собой живопись по эмали. Уникальная технология создания изображения, путем нанесения на металл
нескольких слоев красок, запекающихся при разной температуре, позволяет
создавать работы, над которыми в буквальном смысле не властно время -
спустя столетия они сохраняют первоначальный блеск и яркость красок! Финифть (от греческого «фингитис» – «мерцание», «блестящий камень»)
стоит в одном ряду с самыми знаменитыми русскими промыслами:
павловопосадскими платками, жостовскими подносами, вятским кружевом...
Выставка представляет более чем двухсотлетнюю историю развития эмальерного
мастерства: от украшения церковной утвари до светского ювелирного
искусства.
Выставка включает более 200 изделий, выполненных в
период от XIX по XXI век. На вернисаже представлены иконы, паломнические
образки, шкатулки, изящные ювелирные украшения и декоративные панно.
Все работы предоставлены Государственным музеем-заповедником «Ростовский
кремль».
Выставка очень интересная и оригинальная. Удивляет
уникальность каждой работы и восхищает искусство ростовских умельцев. Конечно, фотографии не передают всю красоту изделий, представленных на выставке.
*************
Как производится финифть? Сначала берётся
тонкий медный лист, из которого вырубается основа будущей живописной
пластинки. Она может быть прямоугольной, круглой или овальной формы.
Затем с двух сторон по особой технологии её покрывают эмалью. Эмаль –
это стекловидная масса, которая, в зависимости от добавляемых в неё
окислов металлов и других компонентов, приобретает различные цвета.
Роспись по эмали близка по технике к росписи фарфора. На тонкую выпуклую пластинку до 1,5 мм. наносят огнеупорные эмалевые краски пл. от 700 до 800 0С. Пластинку обжигают несколько раз, при этом цвет красок меняется, как и при обжиге фарфора. Эмаль наносится на лицевую сторону пластинки в три слоя. После нанесения каждого слоя пластинка просушивается в сушильном шкафу и обжигается в муфельной печи при t 700 – 800 0С, пока эмаль не сплавится, а поверхность не станет гладкой. На первой стадии росписи по эмали тонкой кистью делается «подмалёвок» – наносятся основные цвета. После этого пластинка обжигается в муфельной печи, пока краски не сплавятся и не приобретут яркость и блеск. Извлечённая из муфеля пластинка остужается и следует первая прописка, в ходе которой выявляются основные детали изображения и светотени. Затем пластинка вновь просушивается, обжигается и остужается. В процессе второй прописки выявляются второстепенные детали, прорабатываются полутона и уточняются цветовые отношения. Производится третий обжиг. При создании несложной композиции с использованием ограниченной красочной палитры роспись заканчивается на втором или третьем этапе. Для написания сложной миниатюры, богатой цветовыми оттенками, требуется от 4 до 7 прописок и столько же обжигов. Роспись по эмали практически никогда не повторяется. Каждое изделие с финифтью индивидуально. Поэтому эмали всегда были и остаются элитарным видом искусства. (Информация с сайта "Земляки" http://ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=31)
Роспись по эмали близка по технике к росписи фарфора. На тонкую выпуклую пластинку до 1,5 мм. наносят огнеупорные эмалевые краски пл. от 700 до 800 0С. Пластинку обжигают несколько раз, при этом цвет красок меняется, как и при обжиге фарфора. Эмаль наносится на лицевую сторону пластинки в три слоя. После нанесения каждого слоя пластинка просушивается в сушильном шкафу и обжигается в муфельной печи при t 700 – 800 0С, пока эмаль не сплавится, а поверхность не станет гладкой. На первой стадии росписи по эмали тонкой кистью делается «подмалёвок» – наносятся основные цвета. После этого пластинка обжигается в муфельной печи, пока краски не сплавятся и не приобретут яркость и блеск. Извлечённая из муфеля пластинка остужается и следует первая прописка, в ходе которой выявляются основные детали изображения и светотени. Затем пластинка вновь просушивается, обжигается и остужается. В процессе второй прописки выявляются второстепенные детали, прорабатываются полутона и уточняются цветовые отношения. Производится третий обжиг. При создании несложной композиции с использованием ограниченной красочной палитры роспись заканчивается на втором или третьем этапе. Для написания сложной миниатюры, богатой цветовыми оттенками, требуется от 4 до 7 прописок и столько же обжигов. Роспись по эмали практически никогда не повторяется. Каждое изделие с финифтью индивидуально. Поэтому эмали всегда были и остаются элитарным видом искусства. (Информация с сайта "Земляки" http://ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=31)
Здравствуйте, Наталия Викторовна! Чудесная выставка! Однажды из поездки в Ростов привезла себе украшение из финифти, но до сих пор помню, как ходила тогда по рядам, волевым усилием пытаясь выбрать что-то одно из всего этого вала завораживающей взгляд красоты. Спасибо, что поделились!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Агния! Представляю как Вам трудно было выбрать украшение в финифтью. Это такая красота! Выставка мне понравилась.
УдалитьЗдравствуйте, Наталия Викторовна! Как я люблю посещать выставки! У нас такого музея нет.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Михайловна! Раньше у нас в музее не было тематических выставок, а в последнее время они стали появляться, что очень радует!
УдалитьЗдравствуйте, Наталия Викторовна! Какая интересная выставочная экспозиция. Признаться, слово "Финифть" услышала впервые, поэтому прочитала с большим интересом. Теперь буду знать!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Антонина Валерьевна! Рада снова с Вами общаться! А для меня были открытием картины из финифти. Я думала, что бывают только украшения с финифтью.
УдалитьДоброй ночи, Наталия Николаевна! Спасибо за интересную экскурсию. Знакомилась ранее заочно, апробируя сетевой проект. Как интересно! Хотелось бы посмотреть вживую.
ОтветитьУдалитьК нам приезжала передвижная выставка ГЖЕЛЬ! Остались фото и подсвечник на память.
Здравствуйте, Татьяна Петровна! Очень рада Вам! Конечно, смотреть вживую интереснее. У меня есть часы с браслетом, украшенным финифтью. А вот иконы и картины, выполненные финифтью были для меня открытием при посещении этой выставки. Может и у нас будет выставка гжели. Я бы с удовольствием посмотрела, мне нравится гжель.
УдалитьНаталия Викторовна, добрый вечер. Прочитала Ваш пост и осознала, как же я давно не была на выставках и в музее. Все, обещаю, следующие выходные провести в городе, пройтись по историческому центру. Спасибо Вам за мотивирующую красоту
ОтветитьУдалитьДобрый вечер, Анна Борисовна! Я убеждена, что нужно посещать музеи и выставки, но и на природу необходимо выбираться, чтобы отдохнуть от городской суеты!
УдалитьЗдравствуйте, Наталия Викторовна! Потрясающая выставка! Раньше хотелось иметь дома подобное изделие, ну хоть маленькое... Но как же дорого!!!))))
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Лилия Павловна! Да, а раньше была более доступная цена. Спасибо, что заглянули полюбоваться выставкой.
Удалить