понедельник, 21 марта 2022 г.

«Альбрехт Дюрер и его эпоха», или Новая выставка в ГИМе

Здравствуйте, друзья и читатели блога!

В Тульском филиале Государственного исторического музея работает выставка «Альбрехт Дюрер и его эпоха». Немецкого живописца и гравера Альбрехта Дюрера можно назвать одним из самых влиятельных художников в истории искусства.

Гравюры знаменитого немецкого мастера эпохи Возрождения из коллекции ГИМ впервые показаны за пределами Москвы. Это знаменитые «мастерские гравюры» Дюрера: «Святой Иероним в келье», «Меланхолия I» и «Рыцарь, Смерть и Дьявол». На выставке представлены «Портрет Эразма Роттердамского», а также листы из серии «Гравированные страсти», исполненные в технике резцовой гравюры. Эту серию художник считал вершиной своего мастерства. Приехали в филиал Исторического музея в Туле и знаменитые ксилографии Дюрера «Мужская баня» и «Геркулес».



Альбрехт Дюрер создал 374 ксилогравюры и 83 гравюры на меди. Печатная графика стала для него верным средством заработка. В ней, в отличие от живописи, раньше появились и легче приживались новые жанры. Для художника она была не только средством тиражирования произведений и иллюстрирования книг, доступной широким слоям населения, но и самостоятельной отраслью изобразительного искусства. Помимо традиционных библейских и новых античных, Дюрер разрабатывал в гравюре и бытовые сюжеты.

Дюрер стал первым немецким художником, кто работал одновременно в обоих видах гравюры — на дереве и на меди. Необычайной выразительности он достиг в ксилографии, реформировав традиционную манеру работы и использовав технические приёмы, сложившиеся в гравюре на металле. До Дюрера в ксилографии господствовал контурный рисунок, он же передавал форму предметов, объём и светотень с помощью разнообразных штрихов, всё это усложняло задачу резчика. Дюрер имел возможность пользоваться услугами лучших резчиков Нюрнберга, а по мнению части исследователей, некоторые гравюры он резал сам.


О жизни средневековой Европы на выставке рассказывают памятники декоративно-прикладного искусства, созданные в Европе на рубеже XV–XVI веков. Это немецкое художественное серебро, предметы мебели, оружие и доспехи. Представленные на выставке подлинные монеты, имевшие хождение в Европе при жизни Дюрера.










 

Гравюра «Мужская баня» открывает выставку «Дюрер и его эпоха». На ней, казалось бы — типичная бытовая сцена: мужские бани, называемые еще и купальнями, были обычным явлением во времена Дюрера. Шестеро почти полностью обнаженных мужчин в крытом бассейне, огороженном сзади частоколом, из-за которого на них смотрит одетый юноша. Глубина бассейна убывает по мере удаления от зрителя: если мужчины впереди погружены по пояс в воду, то на заднем плане — по щиколотку. Дома на фоне — характерной для Нюрнберга архитектуры.

 

Дюрер создал гравюру вскоре после первого путешествия по Италии, где знакомился с работами мастеров Возрождения и изучал искусство Античности. Исследователи творчества мастера предлагают несколько теорий того, что изображено на гравюре. Есть предположения по идентификации персонажей: это друзья Дюрера, члены кружка нюрнбергских гуманистов.
Существует и аллегорическое толкование сюжета гравюры, фигуры которой олицетворяют типы темпераментов и показывают пять чувств человека. Трактовку каждый выбирает для себя.

 В 1513—1514 годах Дюрер создал три графических листа, шедевры резцовой гравюры, вошедшие в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия».

Альбрехт Дюрер. «Меланхолия I». Германия. 1514г

 
Альбрехт Дюрер. Святой Иероним в келье. Германия. 1514 г.

 Во время путешествия по Нидерландам Альбрехту Дюреру приходилось иметь дело с монетами, отчеканенными в разных местах, с разным весом и с разным внешним оформлением. 


Пребывая в Антверпене, Дюрер получил 3 филипповских гульдена за то, что нарисовал печать для мастера Яна и сделал два портрета, а в Ахене за 1 филипповский гульден приобрел алый нагрудный платок.

Помимо произведений Дюрера здесь можно посмотреть работы его выдающихся современников.

На выставке представлены алебарды XVI века- эпохи Дюрера. Алеба́рда — древковое холодное оружие с комбинированным наконечником, состоящим из игольчатого (круглого или гранёного) копейного острия и клинка боевого топора с острым обухом.


 
 
Как здОрово, что  теперь в Туле есть филиал Государственного исторического музея, в котором представляют сменные выставки из ГИМа. До апреля смотрим Дюрера, а потом пойдем на Фаберже!

4 комментария:

  1. Здравствуйте, Наталия Викторовна! Я знакома с гравюрами Дюрера по книге, которая есть в школьной библиотеке, в которой я работала. Но посмотреть его работы "в живую", конечно, намного интереснее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Это уникальная возможность у туляков! На выставке много посетителей!

      Удалить
  2. Наталия Викторовна, здравствуйте! В моей библиотеке тоже были 2 альбома Дюрера, на выставке, конечно, интересней! Тулякам можно порадоваться!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Радует, что выставка не пустует, всё время посетители и очень разные: взрослые, молодежь, семьи с подростками.

      Удалить