пятница, 28 июля 2017 г.

Тула и военно-морской флот России

Друзья!
День ВМФ России ежегодно отмечается в последнее воскресенье июля. В День ВМФ России свой профессиональный праздник отмечают все те, кто стоит на страже морских рубежей России, все те, кто связывает годы жизни и службы с обеспечением боеготовности кораблей и частей ВМФ, члены семей военнослужащих, рабочие и служащие флотских учреждений и предприятий, ветераны Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил.

Создание регулярного военно-морского флота в России тесно связано с именем Петра Первого и относится к концу XVII - началу XVIII вв
Более трёх веков военный флот надёжно стоит на страже национальных интересов России. В его героической истории — яркие страницы боевых побед и значительных географических открытий. А благодаря мужеству и отваге многих поколений военных моряков, наша страна завоевала славу великой морской державы.

В морскую славу Отечества внесли свой вклад и туляки: это мореплаватели Алексей Чириков, Василий и Татьяна Прончищевы, Семен Челюскин, Алексей Скуратов, Степан Малыгин, Харитон и Дмитрий Лаптевы, Иван Сухотин, Василий Ртищев, контр-адмирал С.П. Хрущов, капитан-лейтенант П.А. Карпов, отличившийся при обороне Севастополя, капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев, командир легендарного крейсера "Варяг" и многие другие.

В историю русско-японской войны навсегда вошел подвиг русского крейсера "Варяг" и его командира В.Ф. Руднева. Выдержав неравный бой с японской эскадрой и не спустив флага перед неприятелем, русские моряки сами потопили свой корабль, лишенный возможности продолжать бой, но не сдались врагу.

Капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев, выходец из дворян Тульской губернии, опытный морской офицер, вступил в командование крейсером 1 марта 1903 г. Это было сложное и напряженное время. Япония усиленно готовилась к войне с Россией, создав здесь значительное превосходство в силах.
За месяц до начала войны царский наместник на Дальнем Востоке адмирал Е.И. Алексеев направил крейсер "Варяг" из Порт-Артура в нейтральный корейский порт Чемульпо (ныне Инчхонь).
26 января 1904 г. японская эскадра из шести крейсеров и восьми миноносцев подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде: На внутреннем рейде в это время находились русские корабли - крейсер "Варяг" и мореходная канонерская лодка "Кореец", а также грузо-пассажирский пароход "Сунгари". Стояли также иностранные военные корабли.
Рано утром 27 января 1904 г. В.Ф. Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала С. Уриу с требованием покинуть Чемульпо до 12 часов дня, в противном случае японцы грозили открыть огонь по русским кораблям в нейтральном порту, что было грубым нарушением международного права.
В.Ф. Руднев объявил экипажу, что Япония начала военные действия против России. "Варяг" снялся с якоря и направился к выходу из залива. В кильватере шла канонерка "Кореец" (командир капитан 2 ранга Г.П. Беляев). На кораблях пробили боевую тревогу.
У выхода из залива японская эскадра, превосходящая "Варяг" артиллерийским вооружением более чем в пять раз, а торпедным - в семь, преградила русским кораблям путь в открытое море. Шесть японских крейсеров - "Асама", "Нанива", "Такачихо", "Нийтака", "Акаси" и "Чиода" в строю пеленга заняли исходные позиции. За крейсерами маячили восемь миноносцев. Японцы предложили русским кораблям сдаться. В.Ф. Руднев приказал оставить этот сигнал без ответа.
С броненосного крейсера "Асама" раздался первый выстрел, а вслед за ним вся эскадра противника открыла огонь. "Варяг" не отвечал, он шел на сближение. И лишь когда дистанция сократилась до верного выстрела, В.Ф. Руднев приказал открыть огонь.
Бой был жестоким. Всю силу огня японцы сосредоточили по "Варягу". Море кипело от взрывов, обдавая палубу осколками снарядов и каскадами воды. То и дело возникали пожары, открывались пробоины. Под ураганным огнем противника матросы и офицеры вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. В.Ф. Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем. Героически сражались в этом бою многие матросы, среди которых были и наши земляки А.И. Кузнецов, П.Е. Поликов, Т.П. Чибисов и другие, а также корабельный священник М.И. Руднев.
Меткий огонь с "Варяга" принес свои результаты: серьезные повреждения получили японские крейсеры "Асама", "Чиода", "Такачихо". Когда же к "Варягу" устремились японские миноносцы, русский крейсер сосредоточил по ним свой огонь и потопил один миноносец.
Израненный, но не побежденный "Варяг" вернулся в порт, чтобы сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв. Однако крейсер кренился на борт, машины вышли из строя, большинство орудий было разбито. В.Ф.Руднев принял решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, а канонерку взорвать, чтобы они не достались врагу. Совет офицеров поддержал своего командира.
Во время боя, продолжавшегося в течение одного часа, "Варяг" выпустил по врагу 1105 снарядов, "Кореец" - 52 снаряда. После боя подсчитали потери. На "Варяге" из экипажа в 570 человек было 122 убитых и раненых (убиты - 1 офицер и 30 матросов, ранены - 6 офицеров и 85 матросов). Кроме того, было легко ранено более 100 человек.
Моряки "Варяга" и "Корейца" несколькими эшелонами вернулись на родину, где их восторженно встретил русский народ. Горячо встретили моряков и жители Тулы, поздней ночью заполнившие привокзальную площадь. Большие торжества в честь героев-моряков прошли в Санкт-Петербурге.
Экипажи "Варяга" и "Корейца" были отмечены высокими наградами: матросы награждены георгиевскими крестами, а офицеры - орденами Святого Геор­гия 4-й степени. Капитан 1 ранга В.Ф. Руднев был награжден орденом Свято­го Георгия 4-й степени, чином флигель-адъютанта и назначен командиром 14-го флотского экипажа и строившегося в Петербурге эскадренного броненосца "Андрей Первозванный". Была учреждена медаль «За бой "Варяга" и "Корейца"», которой были отмечены все участники боя.
В ноябре 1905 г. за отказ принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа В.Ф. Руднев был уволен в отставку с производством в контр-адмиралы. Он уехал в Тульскую губернию, где поселился в небольшой усадьбе при деревне Мышенки, в трех верстах от станции Тарусская.
7 июля 1913 г. В.Ф. Руднев скончался и был похоронен в селе Савино (Заокский район Тульской области).
В  1956 году в Туле был открыт памятник командиру легендарного крейсера.

А в 1984 году в деревне Русятино Заокского района состоялось открытие музея В.Ф. Руднева, созданного сотрудниками Тульского областного краеведческого музея при содействии Центрального военно-морского музея, а также офицера облвоенкомата Ю.И. Чернова и местного краеведа А.И. Трошина.







9 августа 1992 г. в селе Савино был открыт памятник В.Ф. Рудневу. Летом 1997 г. установлен памятник командиру "Варяга" и в городе Новомосковске Тульской области, недалеко от которого у деревни Яцкой находилось родовое имение Рудневых.
Далеко от Тулы в составе Тихоокеанского флота России несет свою службу гвардейский ракетный крейсер с гордым именем "Варяг". Многие молодые туляки служат на этом современном корабле, наследнике славных боевых традиций легендарного "Варяга".
 
Фото из Интернета
А еще есть К-114 «Тула» — атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV в терминологии НАТО), относится ко второму поколению атомных подводных лодок, на котором служат и туляки.

Фото из Интернета
Вот так Тула связана с Военно-морским флотом!

При подготовке поста частично использованы материалы сайта Тульской областной научной библиотеки  http://www.tounb.ru/tulskij-kraj/istoriya-kraya/istoricheskie-sobytiya/45-tulskij-kraj/istoriya-kraya/istoricheskie-sobytiya/573-geroicheskij-podvig-krejsera-varyag-v-bitve-s-yaponskoj-eskadroj-bliz-porta-chemulpo-1904

10 комментариев:

  1. Здравствуйте, Наталия Викторовна!
    Интересную информацию Вы предоставили для читателей. Не знала, что у Тулы и Военно-морского флота такая тесная связь. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна! Рада, что Вы открыли для себя новые тульские страницы!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Наталия Викторовна!
    Казалось бы, Тула не на берегу моря-океана, а такая связь с флотом... Спасибо, было интересно прочитать!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Вот такая наша сухопутная Тула!

      Удалить
  3. Наталия Викторовна, добрый день! Каждый раз открываю новые страницы истории Тулы. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Знакомство читателей с родным городом и краем-моя любимая тема в блоге!

      Удалить
  4. Добрый вечер, Наталия Викторовна. Спасибо за Ваши рассказы о Туле, ее истории и истории нашей страны. Многое для меня становится открытием

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Так с помощью наших блогов мы узнаем много интересного!

      Удалить
  5. Я уже много знаю об истории Тулы благодаря вам, Наталия Викторовна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне очень хочется, чтобы о моем любимом городе как можно больше знали ученики, родители и мои блогодрузья!

      Удалить